Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Борисова»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Борисова»

телефон: 97 60 16
222518 г. Борисов, ул. К. Заслонова, 86А

 

Классный час во 2 классе

«Твой друг и помощник словарь»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Бурая Елена Алексеевна

Цель: способствовать развитию интереса к чтению словарей как необходимых помощников на пути к познанию.

Задачи личностного развития:

  1. Создать условия для  формирования  представления о грамотной, правильной, выразительной, богатой речи; учить объяснять смысл фразеологических выражений
  2. Способствовать развитию познавательного интереса у учащихся.
  3. Содействовать воспитанию культуры общения.

Оборудование: презентация, словари: толковый, орфографический, фразеологизмов, переводной.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Учитель:

-Подростковый сленг одних родителей раздражает, других пугает, мешая понимать, о чем говорят их дети. 

Я не понимаю половину из того, что говорит моя дочь! — говорит 37-летняя Юлия, мама семиклассницы Даши. — Например: «Ты в каком луке сегодня на репу?» Это вопрос к подружке по телефону. Я уже понимаю, что «лук» — это образ, одежда. А «репа» — это репетиция. А еще «треня» вместо тренировки, «хорюга» — это, страшно сказать, хореография! Коробит жутко! Я постоянно делаю замечания, чтобы дочка выражалась нормальным русским языком. А она мне: «Что, словечко не зашло?»

  1. Сообщение темы классного часа. (Слайд 1).
  2. Работа по теме
  1. –Что такое сленг?

Речь какой-н. социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений, отражающих вкусы и потребности данной группы.

  1. Слайд 2. Чтение жаргонных слов.

в шоке

сто пудов

родоки

телек

класно

физра

столовка

днюха

 

- Ребята, вместо каких слов говорят эти слова слова?(Ответы детей)

Учитель: Подростковый сленг одних  раздражает, других пугает, мешая понимать, о чем говорят  дети. Стремясь общаться с детьми на одном языке, одни взрослые без конца их одергивают, призывая к «нормальной» речи, другие сами осваивают молодежный жаргон.

  1.  А что такое «нормальная речь?»

-Это культурная речь. (Слайд 3)

  • в шоке- удивление
  • сто пудов-конечно
  • родоки -родители
  • телек-телевизор
  • класно-здорово
  • физра-физическая культура и здоровье
  • столовка- столовая
  • днюха –День рождения
  1. –Какие еще часто говорят школьники и как их можно употреблять в речи правильно (Слайд 4).
  2. Отгадайте загадку (Слайд 5)

-Сто такое словари? (Слайд 6)

-Какие словари вы знаете, видели?

6) Виды словарей (Слайд 7). Рассматривание словарей на выставке

Что означает слово, как оно пишется или произносится, когда его употребляют — эти вопросы часто возникают у людей разных профессий и разных возрастов. Ответы на эти вопросы дают словари.

4. Работа со словарями

Толковый словарь (Слайд 8)

-Почему его называют толковый, как вы думаете?( Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов. Слово толкуется только один раз

1)Рассказ про Сергей Ивановича Ожигова (Слайд 8)

 

22 сентября 1900 года родился Сергей Иванович Ожегов — составитель самого знаменитого толкового словаря ХХ века, первого в России популярного однотомного толкового словаря — настоящей «визитной карточки» русской лексики. Работа эта была непростой, Ожегову пришлось выслушать немало критики насчет того, какие слова должны туда входить. Позже, в некрологе Ожегову Корней Чуковский написал: «Испытывая сильнейший напор и со стороны защитников штампованной, засоренной речи, и со стороны упрямых ретроградов-пуристов, Сергей Иванович Ожегов не уступил никому. И это вполне закономерно, ибо главное свойство его обаятельной личности — мудрая уравновешенность, спокойная, светлая вера в науку и в русский народ, который отметет от своего языка все фальшивое, наносное, уродливое». Научные труды Сергея Ожегова посвящены проблемам культуры речи и языковой нормы, а также вопросам лексикологии и фразеологии. В поле внимания учёного были и вопросы орфоэпии, стилистики, языка писателей.

Основным направлением научной деятельности Ожегова была лексикографическая работа. Начав эту деятельность как один из составителей четырёхтомного «Толкового словаря русского языка» (под ред. Д.Н. Ушакова), он завершил её как автор однотомного толкового «Словаря русского языка», вышедшего в свет в 1949 г. Этот словарь переиздаётся до сих пор (с 9-го издания (1972) словарь выходил под редакцией Н.Ю. Шведовой; 24-е издание словаря (2012) вышло под редакцией Л.И. Скворцова).

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова — уникальное явление, к которому обращаются и долго ещё будут обращаться все, кому дорог наш родной русский язык.

2) Задание:

-Объясни значение слова. Работа со словарем.

Слова: родители, зима

3)Чтение стихотворения «Акведук и эхолот»

 

Акведук и эхолот.

Ну и слова! Кто их поймет?

Не могу я разобраться,

Мне ужасно не везет.

Я хочу играть в футбол,

Я б уже во двор пошел,

Не дают мне это сделать

Акведук и эхолот.

Я бегу, конечно, к маме:

Мама! Милая, спаси!

Мама моет брата в ванне.

Нет, мой милый! Не проси!

К полке книжной стул поставь,

Доставай скорей словарь!

Он тебе откроет тайну,

Слово мигом объяснит.

И тогда уж с полным правом

Можешь ты во двор пойти.

Счастье! Радость! Я спасен!

Наконец слова нашел!

«Эхолот и акведук» -

Я скорей в тетрадь пишу.

Так, теперь во двор пойду

И спрошу-ка у Сережи,

Что такое акведук,

Эхолот, конечно, тоже.

Не ответит он, тогда

Я скажу: открой словарь.

Он тебе всегда поможет,

Он - толковый, это точно.

 

Акведук – специальное сооружение для хранения воды, из которого вода в древности поступала в городской водопровод.

Эхолот – прибор, с помощью которого определяется глубина моря там, где проходит корабль, чтобы судно не село на мель. С помощью эхолота составляются карты океанских глубин, делаются фотографии морского дна.

Орфографический словарь(Слайд 10)

  1. Словарь,  содержащий перечень слов в их нормативном  написании (правильное написание)
  2. Работа со словарем.

-Как правильно написать слово хоккей?(Слайд 11)

Переводные словари(Слайд 12)

  1. –Для чего нужны переводные словари?
  2. Перевод слов (Слайд 13)

Фразеологический словарь (Слайд 14)

1)-Что такое фразеологизм?

2) Разбор фразеологизмов:

  • Спустя рукава(Слайд 16)
  • Бежать сломя голову (Слайд 17)
  • Вертится на языке (Слайд 18)
  • Все в руках горит (Слайд 19)

 

  1. Подведение итогов (Слайд 21)

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники– словари.

 

Версия сайта для слабовидящих