Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Борисова»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Борисова»

телефон: 97 60 16
222518 г. Борисов, ул. К. Заслонова, 86А

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом.

          Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

           И вот в вашей жизни случилось событие – ваш ребёнок впервые переступил порог школы! Каждый маленький человек неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности.

          Как должны вести себя взрослые, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился?

          Необходима «кровная» заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому учебному предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учёбе, перенося новые знания ребёнка в повседневную жизнь (использовать навык счёта, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).

          И, конечно, необходимо поощрять каждое меленькое и большое достижение вашего малыша. Дело в том, что дети в возрасте 6-10 лет особенно ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими). Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

          О вреде длительного просмотра телевизионных передач, игры в компьютер знают все от мала до велика. Можно сделать эту неотъемлемую и любимую практически всеми детьми часть жизни способом поощрения за успехи и достижения. Тем более что обязанности школьника требуют много сил, времени и здоровья.

          Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфеля, тетрадей, учебников и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «Ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ваш ребёнок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление».

          У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место: письменный стол, где он будет заниматься своим серьёзным делом – учиться. Это хорошо и с точки зрения соблюдения правил гигиены – правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение.

Ещё всем родителям нелишне знать, что все мы грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим детям. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы им ставим. Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учителя!» Гораздо сложнее помогать ребёнку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.

Помните: ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

 

Простые правила

  • Ваш ребёнок пошёл в школу. Не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
  • Уважайте новую жизнь ребёнка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учителем и одноклассниками. Всё это теперь его собственные уроки жизни.
  • Старайтесь не демонстрировать возможностей ребёнка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал  себя равным другим, хотя бы в первом классе.
  • На первых порах просите ребёнка «подсказать» вам, как дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдём по другой улице? Ребёнку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
  • Помогайте ребёнку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе.
  • И ещё очень важно – уважение к миру ребёнка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

Защита и доверие

Как бы не провинился ваш ребёнок, никогда не ругайте его в присутствии учителя и не позволяйте ей это делать при вас. Подумайте сами, что чувствует маленький человек, оказавшись в одиночестве перед двумя крайне раздражёнными взрослыми. И как ему будет неприятно, что вы ругаете его вместе с учителем, вместо того, чтобы помочь ему выпутаться из трудностей, защитить его.

Позже, наедине, вы обязательно скажете своему первокласснику, что у вас был сегодня неприятный разговор с учителем и вы хотели бы разобраться в том, что произошло, и помочь сыну или дочери разрешить проблемы. Ребёнок должен с самого начала понять и почувствовать, что в школе вы – его союзник и защитник. Тогда в любой ситуации он сможет рассказать вам о произошедшем, и вы поможете найти выход из положения.

Никогда не позволяйте критиковать учителя в присутствии ребёнка. Во-первых, для любого первоклассника его учитель –  это истина в последней инстанции. Более того, ребёнок будет успешно учиться лишь в том случае, если он будет полностью доверять учителю. Во-вторых, ребёнок может просто повторить ваши слова одноклассникам или самому учителю и возникнет неловкая ситуация.

Оценка и безусловная любовь

Почему-то почти все родители уверены, что их ребёнок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их ребёнок не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую голову обрушивается град упрёков неусидчивый, не стараешься… Ребёнок и сам недоумевает, почему у него ничего не получается. У ребёнка может сложиться впечатление, что его перестали любить. Если раньше его любили безусловно, т.е. просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить.

Наберитесь терпения и ждите успехов. Подчёркивайте, выделяйте значимой ту сферу деятельности, где ребёнок больше успешен., помогая тем самым ему обрести веру в себя. Благодаря такой девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат – неприятие, отвержение школы.

Объясните ребёнку, что в школу приходят учиться, а когда учишься, то сразу не всё получается. Хвалить необходимо за достижения, а не просто так. Таким образом, болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами. Важно показать ребёнку, что его любят не за хорошую учёбу, не за что-то, а вопреки всему.

Отношения с учителем

          Очень многое в жизни первоклассника зависит от того, как сложатся отношения с учителем, причём не только его, но и ваши.

Обязательно расскажите учителю об особенностях характера и темперамента вашего ребёнка, предупредите, если ваш ребёнок – левша или заикается, если он медлителен или, наоборот, гиперактивен.

          Старайтесь увидеть в учителе союзника. Обязательно интересуйтесь у учителя, всё ли в порядке, нет ли у ребёнка проблем с поведением, интересно ли ему учиться.

Режим дня первоклассника

Засыпание. Практически всем детям, а особенно тем, кто не ходил в детский сад, с трудом удаётся приучить себя рано вставать. Вообще-то лучше начать приучать будущего первоклассника к новому режиму ещё до школы, постепенно сдвигая время подъёма и отхода ко сну. Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и подвижные игры. Младших школьников лучше укладывать спать самим родителям.

          Пробуждение. Важно с самого утра окружить ребёнка атмосферой теплоты и добра. Очень хорошо, если вы не станете будить ребёнка. Мама, которая вечно тормошит, стаскивает одеяло, вряд ли вызовет положительные эмоции. Гораздо лучше научить ребёнка пользоваться будильником.

Когда ребёнка утром торопят, то часто он делает всё ещё медленнее. Все дети любят «запас времени»! Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает.

          Выход в школу. Не ругайте и не читайте нотаций перед школой. На прощание лучше сказать «Пусть всё сегодня будет хорошо».

Приход ребёнка в школу становится серьёзным испытанием не только для самого ребёнка, но и для его родителей: ведь у них появляются новые вопросы, новые заботы и хлопоты. Надеюсь, что полученные сегодня на собрании сведения помогут получить ответы на некоторые из ваших вопросов, легче преодолеть период адаптации, сделать так, чтобы ребёнок поменьше уставал, чувствовал себя комфортно. Успехов вам!

Версия сайта для слабовидящих