Для каждого из родителей важно, чтобы ребёнок легко преодолел период адаптации к школе. Помочь им можно, выполняя некоторые рекомендации психологов:
- Важно формировать позитивное отношение к процессу учения. Дома подчёркивайте значимость знаний, приводите положительные примеры из своей школьной жизни, ни в коем случае не допускайте фраз: «Вот пойдёшь в школу, там тебя быстро научат себя вести…» и тому подобных.
- Процесс адаптации проходит легче при соблюдении режима дня.
- Очень важно формировать у ребёнка умения и навыки адекватного поведения в общении со сверстниками и учителем. Замечено, что если у ребёнка есть проблемы в общении с учителем, то, как правило, возникают и проблемы в общении со сверстниками, так как такие ребята чувствуют неуверенность.
- Большую роль играет развитие двигательных навыков, мелкой моторики. Полезно предлагать ребёнку пальчиковые игры, вырезание, лепку, вышивание, игры с мелкими деталями.
- Проследите за тем, чтобы ребёнок освоил элементарные трудовые умения. Ребёнок чувствует себя крайне неловко, когда просит учителя помочь завязать ему шнурки, ведь он уже школьник, а значит – взрослый.
Психологическая готовность к школе.
Успешность обучения зависит от психологической готовности к школе. Она включает в себя:
- мотивационную,
- социально-психологическую,
- интеллектуальную,
- эмоционально-волевую.
Мотивационная готовность – это сформированность позиции ученика. Можно считать, что она сформирована, когда у ребёнка возникла познавательная потребность, ему хочется занять определённую позицию в классе, обществе.
Социально-психологическая готовность – это готовность к общению. К моменту поступления в школу важно, чтобы ребёнок умел сотрудничать с одноклассниками, понимал роль учителя, имел адекватную самооценку.
Интеллектуальная готовность – это уровень развития познавательных процессов (памяти, мышления, воображения).
Напомню, что память бывает слуховая, зрительная и оперативная (в процессе деятельности).
Для развития восприятия, глазомера можно использовать рисование, аппликацию, соизмерение высоты, ширины, дорисовывание картинок, нахождение последовательности и так далее.
Для развития мышления хорошо использовать игровые упражнения на классификацию, обобщение, сравнение, выделение главных признаков.
С целью развития воображения предложите своему ребёнку дорисовать, например, овалы до предметов, придумать продолжение сказки.
Эмоционально-волевая готовность – это готовность подчиняться правилам и требованиям взрослого. Хорошо, если при поступлении в школу ребёнок умеет:
- сознательно подчинять свои действия правилу;
- ориентироваться на заданную систему требований;
- точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Соблюдение режима дня, требование доделывать начатое дело до конца и в срок способствуют развитию волевых привычек.
Причинами же рассеянности часто выступают чувства страха, тревоги. Старайтесь воспитывать у ребёнка уверенность в себе, почаще создавайте ситуацию успеха, хвалите.
Безотметочное обучение
Многие родители задают вопрос, почему в 1 классе принято безотметочное обучение, ведь детям так хочется получить отметку. Существует ряд причин – социальные, психологические, дидактические.
Социальные. Ребёнок идёт в школу с намерением хорошо учиться, но в реальной жизни не у всех это получается. Когда не оправданы ожидания ребёнка, его статус не подтвердился, он может сделать вывод, что в школе плохо, потерять мотивацию к учению
Психологические. В этом возрасте ребёнок переносит отметку на личность. Получив низкую отметку, ребёнок считает, что он плохой.
Дидактические. В 1 классе закладывается база, основа знаний. Ребёнок должен овладеть элементарными умениями и навыками.