Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Борисова»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Борисова»

телефон: 97 60 16
222518 г. Борисов, ул. К. Заслонова, 86А

В Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 гг. одной из актуальных задач отмечается создание условий для эффективной самореализации молодежи, формирования у молодежи через систему героико-патриотического и духовно-нравственного воспитания активной гражданской позиции, любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, ответственности за судьбу Беларуси.Победа в Великой Отечественной войне является одной из немногих абсолютных ценностей, объединяющих белорусов. [1] Именно эта тема стала для меня точкой отсчёта для поиска новых путей к душам и сердцам своих детей.Формирование гражданственности и патриотизма напрямую связано с темой подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. В данной работе я  предлагаю рассмотреть методы гражданско-патриотического воспитания, которые считаю наиболее действенными в своей педагогической практике.

На своих уроках истории очень часто использую  метод разъяснения, раскрываю античеловеческую сущность планов Барбаросса и Ост, истинные цели фашизма. Важно, чтобы учащиеся понимали, что оккупанты не собирались обустраивать жизнь на оккупированной территории. В ходе работы с документами, бесед, дискуссий выясняем, чего бы лишилась наша страна, если бы победил фашизм. Большое внимание уделяю описанию военных событий, которые показали силу духа и волю к победе нашего народа. Во время классного часа звучат отрывки из произведений Василия Быкова и Владимира Короткевича, аудиозаписи ВИА «Песняры» и «Верасы».  На своих уроках часто демонстрирую репродукции картин Михаила Савицкого и Виталия Цвирко. Ребята с увлечением рассказывают о спортивных рекордах Дарьи Домрачевой, Максима Мирного, Виктории Азаренко. А оказывается, всего этого могло бы не быть, если бы победил фашизм.

Широко использую метод личного примера. Рассказываю о судьбе своих близких родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Показываю учащимся семейные реликвии – фотографии, документы, письма той далёкой поры. Мой прадедушка, Бадюля Антон  Иванович,. когда началась война, вместе с отцом, моим прапрадедом, Бадюлей Иваном Михайловичем, и братом, Бадюлей Сергеем Ивановичем, вступил в ряды Красной Армии и сражался с гитлеровцами на территории родного района. В нашей семье до сих пор хранится несколько  документов о их военном прошлом. Моему папе  посчастливилось услышать рассказы деда о том страшном времени. Он неоднократно принимал участие в  боевых и диверсионных операциях на территории Польши и Восточной Пруссии. Многократно забрасывался со спецзаданиями в тыл противника. Был ранен. [5]Участвовал в диверсионных операциях в составе 2-го Белорусского фронта при освобождении Беларуси, в том числе и Борисова.   Прадедушка, Антон (Анатолий) Иванович, дошел до Берлина. Во время Берлинской наступательной операции 16 апреля-8 мая 1945 года участвовал в штурме Рейхстага, где встретился с родным братом Сергеем, что стало особым моментом в  памяти нашей семьи.[7]Награжден Орденом Отечественной войны II степени и многими другими медалями.[6] Опора на историю семьи, рассказы и сочинения о своих предках, составление родословных делают более тёплыми, душевными отношения в коллективе.Для меня стало очевидным, что в процессе формирования индивидуально-личностного отношения к подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны большую роль играет личный пример учителя, его убеждения и взгляды.

Учащиеся пишут сочинения и эссе о своих прадедушках и прабабушках. Их живые рассказы подтверждаются документами, семейными реликвиями. На презентациях показывают фотографии, письма, переходящие из поколения в поколение и хранящиеся у самых старших представителей семьи. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на всех учащихся как документальные свидетели великого подвига и страшной трагедии.В формировании гражданских качеств личности большую роль играет сотрудничество  и сотворчество учащихся. Когда учащиеся 11  класса рассказали отдельные события из истории своих семей, пятиклассники тоже заинтересовались, как их предки пережили то суровое время. Есть семьи, чьи прадеды не вернулись с войны и в памяти потомков сохранились лишь фамилия, имя и отчество погибшего героя. В таких случаях мы обращаемся  к собранному в интернете обобщённому банку данных:база данных награждений в Великую Отечественную войну, сайт «Подвиг народа» ,сайт «Память народа». Очень много информации можно найти  в  обобщенном банке данных «Мемориал».

Один из методических приемов реализации воспитательного потенциала уроков истории – введение 5-минутки  «Этот день в истории  Беларуси». Так, например, совсемнедавно в нашей стране учрежден  новый государственный праздник 17 сентября- День народного единства. Важно донести до учащихся,  что этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепился в национальной исторической традиции. Восстановленное в 1939 году единство позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе. В рамках предложенного тематического блока учитель и учащиеся непосредственно на уроке, опираясь на информационный повод, обсуждают  значимость данного события.[8]

Для формирования патриотического чувства важно знать не только военную историю страны, необходимо расширять знания о культуре и народном быте.Именно на уроках истории Беларуси происходит знакомство с культурно-историческим наследием Родины, ее знаменитыми личностями. Необходимо привлекать современные информационные технологии, которые позволяют находить дополнительную информацию по культурным памятникам, совершать виртуальные туры по библиотекам, архивам, музейным и архитектурным комплексам..

      Наша страна находится на сложном  этапе своего развития. Внешнюю проблему составляют неблагоприятные отношения с другими мировыми державами, что, в свою очередь, влияет и на внутренние аспекты жизнедеятельности государства, заключающиеся в нестабильной политической и социально-экономической обстановке. Именно поэтому важным является сохранение национальной силы духа, путём  воспитания настоящих и преданных патриотов Беларуси, так как это сможет помочь в объединении сил и борьбе   за счастливое будущее в нашей стране. [3]Исторические знания позволяют выяснить особенности формирования менталитета белорусского народа как условие национального самосознания и составляющей национальной идеи, а национальная идея – это, прежде всего, идея белорусской государственности, основной ценностью которой являются идеалы гражданственности и патриотизма.  Но не нужно забывать, что воспитание человека, любящего и ценящего свою Родину, начинается в семье. Через семью мы осознаём свою причастность к большой и малой Родине, знакомимся с традициями и культурой народа, представителем которого являемся мы сами и наши родители. В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать четкое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни. У меня есть надежда, что наши дети, научившись делать правильный выбор в системе нравственных ценностей, и в самостоятельной жизни займут правильную гражданскую позицию.[2]

ЛИТЕРАТУРА

1.Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.О Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы.

2.Петракова, Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации. – М., 1999. –18 с.

3.Сотрудничество государства и Белорусской православной церкви в Республике Беларусь : сб. документов. – Минск : Изд-во Бел. Экзархата, 2004. – 176 с.

4.https://www.sb.by/articles/v-boy-shli-odni-stariki-istoriya.html

5.https://partizany.by/partisans/61913/

6.http://podvignaroda.ru/?#id=45023221&tab=navDetailManAward

7. Из воспоминаний отца.

8.https://president.gov.by/ru/events/v-belarusi-uchrezhden-den-narodnogo-edinstva

Версия сайта для слабовидящих