Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Борисова»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Борисова»

телефон: 97 60 16
222518 г. Борисов, ул. К. Заслонова, 86А

ЦЕЛЬ: воспитание правовой культуры учащихся.

ЗАДАЧИ:

  • сформировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки;
  • закрепить знания обучающихся о таких понятиях как: ответственность, аморальный поступок, проступок, преступление.
  • сформировать представление о видах правонарушений и мерах      

ответственности за них;

  • воспитывать нравственные качества и уважение к законам.

 

Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности»

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

-Добрый день, дорогие друзья. Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и ответственность за их выполнение. Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Тема нашего сегодняшнего мероприятия называется «Я и закон».

Что такое закон?

- Закон – это своеобразное соглашение, которое регулирует отношения между людьми и государством.

Как вы думаете, почему нужно соблюдать законы? (Ответы учащихся)

- Без законопроектов отношения в обществе ничем не будут регулироваться и каждый начнет делать, что ему вздумается.

- Соблюдение законов освобождает людей от наказания.

- Законы защищают человека и его имущество.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? (Ответы учащихся)

Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс».

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! К сожалению, не каждый из вас, осознает, что он совершает поступки, которые потом трудно будет исправить. Послушайте небольшую притчу, которая называется «Гвоздь воспитания»

Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее. Вкопал столб напротив дома. И после каждого проступка сына вбивал гвоздь.

Прошло некоторое время и на столбе не осталось живого места. Он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение подростка. Тогда отец за каждый положительный поступок сына стал доставать гвозди из столба. И вот когда их не стало, мальчик заплакал.

- Что же ты плачешь? – спросил отец - ведь на столбе не осталось ни одного гвоздя.

-Гвоздей нет. А дырки остались – ответил сын.

Что в этой притче символизируют столб и гвозди?

- Столб - закон, гвозди – нарушение прав и не соблюдение обязанностей.

Почему подросток заплакал?

- Подросток осознал свои ошибки, но он понял, что след от них все равно остается, как дырки на столбе.

- За каждый свой поступок, человек должен нести ответственность. Кто мне скажет, что означает понятие «ответственность»?(Ответы учащихся)

Ответственность — это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство и принятие на себя вины за возможные их последствия.

Можно говорить о двух видах ответственности: моральной и правовой. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством.

В чем суть моральной ответственности?

- Прежде всего, в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей и держит ответ за свой проступок.

За нарушение нравственных норм следуют моральные санкции. Это чувство стыда, угрызения совести; общественное осуждение в виде отрицательного мнения; другие меры общественного воздействия. Когда ребенок лжет, грубит, отказывает в помощи, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность.

Выполнение правил морали привело бы к бесконфликтному сосуществованию всех членов общества. Но, к сожалению, порой, то ли по незнанию, то ли просто не желая считаться с окружающими, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.

Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков.

- Грубость, хамство, неуважение к взрослым, замусоривание территории и т. д.

Давайте немного отдохнём и поиграем. У меня в руках два конверта. В них лежат карточки с моральными и аморальными поступками. Мне нужны два помощника. Один выбирает карточки с хорошими поступками и вывешивает их на доску, другой с плохими. А вы должны проверить, чтобы наши участники не ошиблись.

(Хорошие поступки: честность, уважение к людям, помощь слабым, охранять природу, уступать место старшим, учить уроки, заниматься спортом).

(Плохие поступки: лживость, равнодушие, ломать ветки, подсказывать на уроке, сорить во дворе, не возвращать книги в библиотеку, обзываться).

Если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать законы. Когда нарушаются законы, нормы общественных отношений, выполнение которых контролируется государственными правоохранительными органами (полицией, судом, прокуратурой), то это влечет за собой правовую ответственность. Незнание закона не освобождает от ответственности.

Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушение или как преступление. Для начала давайте разберёмся,  что такое проступок и преступление. Потому что многие из вас путают эти два понятия. Проступок и преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.

Давайте попробуем определить, какие действия людей будут проступком, а какие преступлением.

(Дети поднимают карточки, красные означают преступление, зеленые – проступок.)

- обозвал одноклассника

- тайно взял чужую вещь

- курил в туалете

- угнал машину

- вымогал деньги у одноклассников

- убежал из дома

- прогулял уроки

- похитил человека

- продавал наркотики

- опоздал на уроки

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Так что же такое проступок, а что преступление? (Ответы учащихся)

Проступок - это нарушение, которое не вредит другим людям, обществу.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, приносящее вред людям, обществу.

За каждый проступок или преступление человек несёт ответственность.

Существует несколько видов ответственности.

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Выступления учащихся 11 класса. (учащиеся 11 класса заранее получают темы выступлений).

1 ученик-  тема «Административная ответственность»

2 ученик – тема «Уголовная ответственность»

3 ученик – тема «Дисциплинарная ответственность»

Учащиеся внимательно слушают докладчиков.

- А теперь, ребята, давайте проверим как вы внимательно слушали наших выступающих.
Раздаются карточки с заданиями. Все размышляют и желающие отвечают вслух на центр стола своё мнение.
Задания для учащихся.
Ситуации
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Что совершили подростки?
№2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
Учитель: Чтобы быть законопослушным гражданином, нужно хорошо понимать ответственность за свои поступки и действия.
Вопросы к данному заданию:
1.Является ли преступлением данная вам ситуация? Какие действия вообще вы считаете преступными?
2.Кто является участником? Виновны ли они?
3.Были ли соучастники? В какой мере они виновны?
4.Уголовно наказуемы или нет соучастники преступления?
5. Что такое " Предварительный сговор "? Был ли предварительный сговор в данной ситуации?

Выражение подростком неуважения к обществу, к учителю в присутствии учеников, сопровождающееся нецензурной бранью, оскорбительное приставание к сверстникам, уничтожение или повреждение школьного имущества, появление в школе в состоянии опьянения влечет за собой административную ответственность. Такие подростки могут быть поставлены на учет. Сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних контролируют поведение ребёнка, успеваемость, интересуются его достижениями, проводят профилактические беседы. При безупречном поведении, наличии положительных характеристик и явном исправлении, через год ребенка снимают с учета.

К административной ответственности привлекаются подростки, которым к моменту совершения административного правонарушения исполнилось 16 лет.

Гражданско-правовая ответственность наступает в случае нанесения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а также, имуществу школы и подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред в виде штрафа.

- Во сколько лет наступает уголовная ответственность?

 - Все правильно, причин много, но как поступить, выбирает сам подросток. Ведь именно ему надо будет нести ответственность за свои решения. Никто не имеет права снять с него ответственности за его поступки. И если вы сомневаетесь, как поступить правильно обратитесь к воспитателям, психологам, социальным педагогам.

Просмотр и обсуждение короткого мультфильма «Притча. Всё в твоих руках».

- Ваше впечатление о фильме?
- Вы поняли смысл этого фильма.(Ответы детей)
-  Да, конечно всё в ваших руках выберите ли вы путь здорового образа жизни без совершения преступлений или путь беззакония. Всё в ваших руках.

Работа в группах

- Как же не допустить правонарушение? У вас на столах лежит начало памятки. Поработайте в группах и дополните её своими высказываниями.

Примерная памятка «Как не допустить правонарушение»

  1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
  2. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
  3. Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
  4. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым

      5. Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность

- Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, вы сделает для себя выводы и будете совершать только хорошие поступки, так как, совершая правонарушения, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.   

Дети поют песню «Дорогою добра»

- Закончить занятие я хочу словами Вольтера: 

“Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему”.

Молодцы! Мне очень приятно, что вы понимаете всю меру ответственности за совершение противоправных действий.                         

Версия сайта для слабовидящих